Главная » Статьи » Литература |
Китайцы всегда питали большую любовь к историописанию. Объяснялось это тем, что история была в их глазах зеркалом непреходящих истин Великого Пути, и только история, точнее исторические события, была единственным вполне достоверным проявлением «воли Небес». Первые исторические записи — их темой были деяния царей — появились уже в эпоху Инь. Первая хроника — «Весна и Осень царства Лу» — по преданию, была отредактирована Конфуцием. В последующие столетия хроника стала самым популярным жанром повествовательной литературы, в известной степени заменив собою эпическую традицию. В I в. до н. э. ученый Сыма Цянь создал свои «Исторические записки» — всеобъемлющий труд по истории древнего Китая. Спустя полтора столетия историк Бань Гу написал сходный труд, посвященный истории только одной династии — Ранняя Хань. С тех пор в Китае существовала традиция составления официальной истории каждой династии по образцу сочинений Сыма Цяня и Бань Гу. Всего насчитывается 24 таких истории. Почти все они состоят из четырех основных разделов: «основные записи» — краткие погодные хроники царствований отдельных императоров; генеалогические таблицы царствующих домов; трактаты, посвященные отдельным аспектам истории, например: политике двора в области экономики, ритуалов, администрации, вопросам географии и пр.; «жизнеописания», включавшие в себя наряду с биографиями описания сопредельных народов. С ханьских времен составление исторических хроник было поставлено под строгий контроль двора. Существовала официальная коллегия историков, которая вела хронику придворной жизни, так называемые «заметки о деяниях и досуге» (иицзюичжу). В позднее Средневековье на основании этих предварительных хроник составлялись официальные анналы династии — «достоверные хроники» (шилу). Последние служили источником для написания окончательного варианта династийной истории и сохранились лишь частично. Заметим, что записи придворных летописцев держали в строгом секрете; даже императорам не разрешалось просматривать «заметки о деяниях и досуге», касавшиеся их собственного царствования. Официальная же история династии появлялась на свет уже после ее гибели. Для эпохи ранних империй династийные истории являются важнейшим историческим источником. В отношении позднейших династий ценность этих трудов снижается вследствие их тенденциозности и наличия многочисленных неофициальных источников. Династийные истории послужили образцом и для общих историй буддизма, написанных в средневековом Китае. Династийные истории — один из самых примечательных памятников традиционного китайского миросозерцания. Особенно показателен раздел «Жизнеописания», где биографии сгруппированы по традиционным тематическим рубрикам: «Добрые чиновники», «Строгие чиновники», «Конфуцианские ученые», «Литераторы», «Добродетельные жены» и другие категории лиц, прославившихся своими добродетелями. Впрочем, нередко в жизнеописания с назидательными целями включались главы, посвященные «образцовым злодеям». Стержень биографии составляют сведения о служебной деятельности героя, которые дополняются выдержками из его служебных докладов и литературных произведений, а также разного рода занимательными, порой анекдотическими сюжетами, призванными продемонстрировать его незаурядность. Сведения, не согласующиеся с общей линией жизнеописания, помещались в биографиях других лиц. В средневековом Китае получила продолжение и традиция всеобщих историй в виде анналов. Наиболее известный труд такого рода — хроника «Всеобщее зерцало, управлению помогающее», составленное в XI в. ученым Сыма Гуаном и впоследствии продолженное другими. С древности в Китае существовали обширные своды государственных уложений. Подробные регламенты государственной администрации содержатся в древнем каноне «Ритуалы Чжоу». В эпоху средневековья возникли жанры «собраний важнейших документов» отдельных династий и разного рода «всеобъемлющих сводов» исторических документов. Однако наиболее внушительным памятником традиционной учёности можно считать энциклопедии, или, как они именуются по-китайски, «книги классифицированных сведений» (лэишу). В отличие от западных энциклопедий, китайские лэишу целиком состоят из цитат. Составлялись они с чисто практической целью — как полезное руководство для чиновников в их административной деятельности и были призваны дать служилому человеку необходимый минимум знаний по всем предметам. Первые энциклопедии появились в VII в., а их золотой век приходится на позднее Средневековье — великую эпоху компиляторства. Крупнейшая энциклопедия сунского времени насчитывает 1000 глав. В начале XV в. был составлен колоссальный свод «Юнлэ дадянь», куда, по замыслу авторов, должны были войти все письменные памятники прежних времен. Энциклопедия оказалась настолько объемной, что ее не смогли напечатать, и большая часть рукописей погибла. Наиболее известная энциклопедия циньской эпохи — «Собрание рисунков и книг всех времен» (Гуцзинь тушу цзичэн). Она насчитывает ровно 10 тыс. глав и состоит из 32 разделов и более 6 тыс. рубрик. Внутри каждой рубрики материал разбит по следующим категориям: основные исторические сведения о данном предмете, общие рассуждения, жизнеописания, литературные сочинения, дополнительные сообщения и заметки и так называемые «внешние главы», содержащие материал из религиозной и простонародной литературы. Наряду с классифицированными собраниями сведений составлялись обширные своды, своеобразные книжные серии из самостоятельных произведений. К их числу относится, например, «Полное собрание книг по четырем разделам» (Сыку цюаньшу), где собраны литературные памятники, представляющие четыре традиционных раздела историографии: каноны, исторические труды, философские трактаты и сочинения индивидуальных авторов. Нередко такие серии создавались как подборки фрагментов утерянных сочинений. С эпохи раннего Средневековья в Китае появляется жанр географических описаний, нередко составлявшихся по указанию императора. В X в. была создана географическая энциклопедия «Обозрение мира эры Тайпин» (Таипин хуаньюи цзи) из 200 глав. Несколько позже возникает жанр местных хроник (дифан чжи). С эпохи Мин местные хроники составлялись уже повсеместно, появились географические описания отдельных провинций, уездов и даже местностей. Материал в местных хрониках разбит по тематическим рубрикам и излагается в монографической форме. В таких сочинениях детально описываются местная топография, климат, флора и фауна, природные ресурсы, коммуникации, города, храмы, исторические достопримечательности, военные гарнизоны. Как правило, в них есть сведения по хозяйственной и общественной жизни, биографии выдающихся уроженцев данной местности и т.п. Источник: Малявин В.В. "Китайская цивилизация"
| |
Просмотров: 984 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |